Иммиграция под микроскопом
Летопись о канадской жизни простой русскоязычной семьи

21 августа 2011

20-летие путча

Многие блоггеры, которых я читаю, написАли о том, что многие блоггеры, которых они читают, написАли об этом юбилее - напишу и я, чтоб блоггеры, которые меня читают, могли бы упомянуть, что я упомянул это юбилей наравне с другими блоггерами.


Читатели моего жж, вероятно, знают, что я родился и жил до 20 лет в Днепропетровске - городе, имеющем особое значение для хабадников т.к. именно там жил с раннего детства тот, кто впоследствии стал последним Любавичским Ребе. Переехал он в тогдашний Екатеринослав из Николаева в 7-летнем возрасте (т.к. его отец был назначен екатеринославским раввином) и прожил в нём 18 лет (хорошее число по иудаизму т.к. пишется буквами хэт и юд, что означает "живой"), до самого выезда из СССР в 1927 г (т.е. даже успел пожить один год в городе, переименовнном в честь всеукраинского старосты Петовского). В той самой малой синагоге на ул. Коцюбинского, где много лет назад молились Менахем Мендл Шнееросн и его отец, в 1991 году я увидел и полюбил с первого взгляда свою будущую жену, так что для нашей семьи это здание тоже представляет историческую ценность. В Днепропетровск ещё году в 1989, если не ошибаюсь, стали приезжать хабадники - люди в одеяниях как в спектакле по Шолом-Алейхему, на который я ходил незадолго до того, а летом 1991 года у нас в городе находились двое молодых хабадников из Израиля, которых Ребе послал к нам на 8 месяцев - мы с удовольствием ходили на их уроки и во многом благодая им приехали в Израиль с пусть не совершенным, но всё-же не с самым плохим разговорным и письменным ивритом - во всяком случае нужды в ульпане не было.


Наверно, нетерпеливый читатель думает: всё это хорошо, но при чём тут путч? А при том. Я - человек нерелигиозный, под религиозного никогда не косил и прекрасно понимал, что те хабадники нас охмуряли как ксёндзы Козлевича. Но именно из-за тех самых событий 20-летней давности я впервые крепко почесал репу...


Шахтёры никогда не говорят "добЫча" - на их профессиональном сленге ударение падает на второй слог - "дОбыча". Так и мы в то самое лето 91-го говорили, что находимся "в пОдаче" - т.е. подали в ОВИР заявление на выезд в Израиль, но раздрешения ещё не получили (отказы к тому времени уже ушли хоть и не в очень далёкое, но всё-же прошлое - как пел Токарев, "Да шоб ты был здоров, Михал Сергеич Горбачёв - хочется надеяться и верить"). Я начал учить иврит в той-же группе, что и Люда, дабы иметь возможность приударить за ней (читайте об этом подробней здесь), и вообще это было прекрасное время надежды и предчуствия новой жизни - мы, можно сказать, дышали Израилем и ивритом; семена сионистской пропаганды, как мы теперь это видим с высоты прожитых лет, были умело брошены в благодатную почву развала СССР и желания нас, двадцатилетних, начать взрослую жизнь в другой стране, так что мы просто кружились в этом водовороте, отдавшись без сопротивления "ветру перемен"! Насколько менее романтичным и более осмысленным был последовавший через 14 лет после тех собыий переезд в Канаду!..


И вдруг - трах-бах, Янаев, Пуго, Форос... Одно дело читать историю о преследованиях евреев, и совсем другое - вдруг реально, не по-книжному и не по-киношному, ощутить опасность на собственной шкуре. Ведь тогда мы были вчерашними школьниками, выращенным в тепличных условиях советского счастливого детства - поверьте, от шутки о том, что вместо Ближнего Востока нам теперь предстоит отправиться на Дальний, мурашки по коже шли...


Помню, на следующее утро после начала путча я вошёл во двор нашей синагоги. Один из израильских хабадников сидел на длинной скамье посреди двора - хорошо, что было с кем поделиться своими невесёлыми мыслями. Его ответ на мои опасения был невероятно спокойным и уверенным - мол, не волнуйся, через несколько дней всё благополучно закончится. По его лицу было видно, что он действительно спокоен, а не притворяется чтоб утешить меня. Спрашиваю, пытаясь подключить иронию: откуда такая уверенность? Оказалось, ночью они позвонили в Нью-Йорк и спросили Ребе что делать - оставаться в Днепре или возвращаться в Израиль, и Ребе сказал оставаться т.к. балаган не продлится дольше, чем пара-тройка дней. Излишне говорить, что так оно и вышло, что и привело к вышеуказанному чесанию репы. Прошло уже два десятилетия, а я так и не понял - ЧТО ЭТО БЫЛО?



<< ...ПРОШЛОЕ БУДУЩЕЕ... >>


Если хотите оставить комментарий (для этого надо быть зарегистрированным пользователем Живого Журнала, создать эккаунт можно здесь) или почитать комментарии других читателей, то найдите текущий день в календаре ЖЖ.



На главную страницу

free counters